Полтавський обласний благодійний фонд
  • (0532) 518 340
  • info@publichealth.org.ua
  • вул. Половка 66-Б, офіс 402,
    36034, м. Полтава
  • Пн-Пт, 9:00-17:00

Б.О.М.Ж.: без общества можно жить

Вдоль спин, плеч, слов,
шин, шей, вывесок и реклам,
шагов, решеток, отражений,
окон и теней,
вдоль лиц и рож –
ударил колокол:
– Бо-о-омж!

Игорь Божко

 

Черёмух цветущих снег
гонит
в подъезд ночевать

Руслан Элинин

bomjara.jino-net.ru

Холодно. Ноябрь. Скорее домой, через центр, через Корпусный парк. Руки в карманы, поднять воротник – и не останавливаясь. Да и чего, спрашивается, останавливаться? Все видено-перевидено: каждое дерево, каждая скамейка. Стоп. Не каждая – на одной из них сидит бесформенная от количества одежды фигура, держит замерзшими пальцами грязно-серый ломоть хлеба, и ест. И не столько ест, сколько бросает голубям. Голубей много, сразу не обойдешь. Обступили они эту фигуру плотной стеной, будто согреть хотели. Ну, или мне так показалось.

На дне города

Если попытаться посчитать людей, которые волею судьбы оказались на дне города (а надо признать, что рассматриваемое явления массовой бездомности носит, прежде всего, урбанистический характер), то их число можно сравнить с количеством посетителей на Дне города (да простят мне читатели этот каламбур). Естественно, такая массовость не могла остаться незамеченной, и в 1970-х годах прошлого века в милицейских протоколах впервые появилась аббревиатура БОМЖ – (лицо) без определенного места жительства. Термин быстро стал нарицательным и сейчас превратился в довольно нелицеприятный ярлык. И стереотип под него народное сознание скомпилировало быстро – образ грязного, нищего бродяги алкоголика, питающегося с помойки и спящего на земле. Кстати, стремление сделать язык наиболее толерантным для всех, породило довольно большое количество эвфемизмов – так, например, в Московском метрополитене запрещено пребывание «лиц в пачкающейся одежде». А представители «Врачей без границ», организации, охват которой по работе с бездомными является наиболее значительным во всем мире, отрицают само понятие «БОМЖ», считая его порочащим честь и достоинство человека. В основном, именно международные фонды посредством страновых неправительственных организаций и осуществляют наибольший объем работы по оказанию услуг бездомным. На втором месте – различные религиозные конфессии. Государство скромно стоит в стороне, пропуская вперед энтузиастов. Причина такой «скромности» довольно проста: например, в «американском английском» есть сленговый термин, который можно перевести как «выпавшие из обоймы». Подтекст такого термина довольно глубок, ведь государственной машине постоянно нужны стандартизированные, одинаково мыслящие люди-«патроны», которыми всегда из этой обоймы можно выстрелить. А «патроны», которые из нее выпали и закатились куда-нибудь под шкаф, где грязно и куда лезть ой как  не хочется, доставать оттуда абсолютно незачем. Проще про них забыть и оставить все в той же грязи. По этой причине внезапную тягу к бродяжничеству, скитанию, побегу из дома и привычного социума – дромоманию – традиционно рассматривают как психическое расстройство.

По следам Тома Сойера

Дромома́ния (греч. δρόμος «бег», греч. μανία «бешенство, помешательство»), пориома́ния (греч. πόρος «путь»), вагабонда́ж (фр. vagabondage «бродяжничество») — импульсивное влечение к перемене мест. Под дромоманией принято понимать влечение к побегам из дома, скитанию; наблюдается при различных психических заболеваниях.

http://ru.wikipedia.org

Вскоре Том повстречал юного  парию  Гекльберри  Финна,  сына  первого сент-питерсбергского пьяницы. Все городские маменьки от души  ненавидели и презирали Гекльберри Финна за то, что он  был  лентяй,  озорник  и  не признавал никаких правил, а также за то, что их дети восхищались  Геком, стремились к его обществу, хотя им это строго запрещалось,  и  жалели  о том, что им не хватает храбрости быть такими же, как он.

Том Сойер не зря приведен в пример и этому есть много причин. Во-первых, медицинская литература указывает наиболее подверженным дромомании детский и юношеский возраст. Вспомните: ведь каждый из нас (даже если и не восхищался Томом Сойером), то точно пару-тройку, если не больше, раз собирался сбежать из дома. С абсолютно разными целями и по разным соображениям. Даже с разным результатом, но идея присутствовала почти у всех. А причина проста: ведь очень часто дромомания носит не психиатрический, а психологический характер. Стремление к свободе заложено в нашем подсознании изначально. А развитие суперэго (т.е., нашего «внутреннего «Я») происходит в процессе усвоения человеком социальных норм, постепенно получающих господство над психикой. И тогда, подвергнув явление дромомании психоанализу, мы понимаем, что ее «взрывы» - это всего лишь сублимация, в детском возрасте сдерживаемая меньше, а в более зрелом – с усвоением социальных правил и норм – больше, но за счет этого и ярче проявляющаяся. Например, женщину в состоянии дромомании не останавливает даже наличие маленьких детей. Во-вторых, обычно дромомания, несмотря на распространенность, не выходит за пределы акцентуации. И тогда на ее социально приемлемой форме – туризме – начинают успешно делать деньги. Покупая путевку на курорт с билетом на чартерный рейс, трансфером от аэропорта до гостиницы в две, три, четыре или пять звезд, мы получаем от общества лицензию на дромоманию и можем удовлетворить свою склонность к бродяжничеству в рамках, допустимых обществом. Подтверждение тому – сонмы отдыхающих, устремляющихся на время отпуска кто к теплым морям, а кто – в заснеженные горы. Но мы не забываем о Томе Сойере, чей друг, Гекльберри Финн, прежде всего, бродяга. А желание безоговорочно и с головой уйти в бродяжничество – это и есть та стихийная форма дромомании, которая заставляет людей вести асоциальный образ жизни. И, соответственно, «выпадать из обоймы».

«Не жалейте меня, я прекрасно живу,

Только кушать охота порой»

(«Сектор Газа»)

Возможно, многие читатели удивятся, но большинство бездомных в пределах своего «уровня бытия» отлично социализированы. Многочисленные соцопросы показывают, что почти все из тех, кто не по своей воле оказался за чертой бедности и без крыши над головой, предпринимали активные попытки вернуть свой предыдущий «статус-кво». И, думаю, никто не удивится бесплодности этих попыток. И тогда бездомные адаптировались к таким условиям, создавая свой маргинальный социальный слой, с его законами, правилами и своеобразной субкультурой. Со своими методами выживания. Со сбором пустых бутылок и металлолома, с попрошайничеством, начиная с истинной нужды и заканчивая спекуляцией на милосердии. Со стайным образом жизни и конкуренцией между собой. И, наконец, с отказом от всего, что связывало их с прошлой, «социальной», жизнью. Часто вы видели, как пахнущих далеко не фиалками, в грязной одежде, кишащей паразитами, людей принимают в поликлинике? В собезе? Даже в транспорте? Подозреваю, что не очень. Потому что они там и не появляются, зная, что их там обычно ждет. Но при этом, социальные работники организаций, оказывающих помощь бездомным, часто удивляются тому, что большинство из них ничего не хочет радикально менять в свое жизни. Им требуется обычно самая малость – бесплатный  обед, пачка сигарет, небольшая сумма на выпивку, бесплатная одежда и, если надо, медикаменты. Получившие это все за один раз начинают светиться неподдельным счастьем. А вот вопросы ресоциализации, трудоустройства и возвращения в социум для них уже мало актуальны. Ведь некоторые из них ведут совсем другую социальную жизнь, ощущая себя гражданами всего мира, – жизнь в сети Интернет.

Фото: Роман Коба

«Тятя, тятя! Наши сети притащили...»

06 марта 2006 года появилась первая запись в блоге, который принадлежит москвичу по имени Александр. Он, не имея своего жилья, взялся за, казалось бы, невозможную затею – заработать на своем блоге достаточно денег для покупки квартиры в Москве. За один год. Основой идеи был так называемый «финансовый стриптиз» - т.е. он, поделившись сначала общей концепцией, в дальнейшем рассказывал о своих делах, проектах и их финансовой успешности (или безуспешности). Он  абсолютно бесплатно раскрывал секреты, которые могли реально помочь тем, кто на тот момент был крайне далек от заработка в интернете. Став, фактически, первооткрывателем течения, которое с его легкой руки получило название «интернет-бомж», он, в действительности, сделал гораздо больше, чем кажется на первый взгляд. А именно – он смог доказать, что большие деньги в Интернете доступны всем и каждому.

История имела продолжение, и вскоре «бомжи-блоггеры» начали возникать один за другим. «Киевский бомж», «Кишиневский бомж», «Питерский бомж», «Харьковский бомж», «Ижевсий бомж» - это только те, которых я знаю. Есть подозрение, что их намного больше.

И, что самое интересное, несмотря на описанные стратегии, указание авторами сильных и слабых мест концепции и почти полный «финстриптиз», на реальную квартиру накопил только «Киевский бомж». Без комментариев – все на его блоге.

А на Западе, например, такой гонки за деньгами нет. Там Интернет, как средство заработать деньги, съели, переварили… ну и т.д. уже давно. И тамошние бездомные не гоняются «за длинным рублем долларом», а уж если пользуются цифровыми технологиями, то только в свое удовольствие. Например, Чальз Питтс (Charles Pitts) живет в сети. Он, в свои 37 лет, ведет блоги на Facebook, MySpace и Twitter. Управляет интернет-форумом на Yahoo, читает новости онлайн и поддерживает контакт с друзьями через электронную почту. Сложность только в том, что Питтс такой образ жизни ведет из своей “резиденции” под мостом хайвея в Сан-Франциско. “Вы не нуждаетесь в телевидении. Не нуждаетесь в радио. Вы даже не нуждаетесь в газете”, - говорит Чарльз Питтс. - “Но Вам жизненно необходим Интернет”. Чарльз Питтс выходит в Интернет, сидя под эскалатором на одной из остановок вокзала в Сан-Франциско. Он знает несколько “секретных мест” по городу, типа этого, где он может и подзарядить ноутбук и бесплатно пользоваться Интернетом. После того, как Чарльза выселили из квартиры два года назад, он купил ноутбук Toshiba. Когда тот сломался, вторым ноутбуком стал Dell. В прошлом месяце и он «умер» (разбился экран). Уже раздумывает над покупкой нового, в районе 200 долларов. А пока Чарльз выходит в интернет с компьютеров в библиотеках, университетских городках колледжей и на ноутбуке его друга, спрятанном за кофейней. Или настоящий киноман – 54-летний бездомный Майкл Росс (Michael Ross). Он выходит в интернет с ноутбука HP с 17-дюймовым экраном и 320-гигабайтным винчестером. Кроме этого у Росса есть дополнительные 4 винчестера общим объемом 1 терабайт (около 200 DVD-дисков). Такое количество цифровых носителей объясняется его любовью к фильмам, которые он заказывает онлайн или скачивает через сеть национальной библиотеки Сан-Франциско. Живет в палатке, а компьютер питается от личного бензинового генератора. При этом на бензин в день уходит 4-5$.

А у нас?

В квартире газ ©. И поэтому находятся в Украине люди, которые считают, что нужно помочь тем, у кого не то,  что газа – квартиры нет. Так в Украине при БФ «Дорога к дому» (г. Одесса) с весны 1998 года издавалась благотворительная газета «На дне» питерского фонда «Ночлежка». Газета была членом Международной сети уличных газет (объединяющей 45 изданий из Западной Европы, Северной и Южной Америк, Австралии, Африки), и ее распространителем мог стать любой, кто не имел прописки и по каким-либо причинам не мог устроиться на работу. Издание продавалось по свободной цене, и вырученные деньги составляли честный заработок распространителя. Помощь бездомным и сегодня остается одним из направлений работы одесского фонда «Дорога к дому», который, кстати, был одной из организаций, оказавших поддержку украинской сборной по футболу среди людей, оказавшихся в кризисной ситуации. 14 сентября 2009 года сборная стала чемпионом мира. Также нельзя не упомянуть львовское сообщество взаимопомощи «Оселя». Они также издают уличный социально-культурный журнал «Просто неба». Он, как и газета «На дне», распространяется бездомными и стоит 4 грн. Половину этой суммы получает продавец. Попадется – покупайте, не проходите мимо. Ну и, конечно же, авторский проект львовского художника Ростислава Шпука под названием «Б.О.М.Ж.» («Без ознак мистецького життя»). Перед проектом стояла цель обратить внимание общественности к проблеме бездомных, изображая известных писателей в образе «бомжей». Участниками стали такие известные украинские мастера слова как Тарас Прохасько, Юрий Издрик, Юрий Андрухович, Владимир Ешкилев, София Андрухович и Олег Гнатив. Презентация проекта проходила в формате фотовыставок во Львове, Ивано-Франковске и Цешине (Польша).

Писатель Тарас Прохасько в роли бомжа. Фото: Ростислав Шпук

Это – лишь малая часть той помощи, которую  получают бездомные. И каждый из нас может отдать частицу своего милосердия людям, которые волею судьбы были выброшены на задворки жизни.  

Тем ноябрьским вечером я вернулся домой и все не мог забыть увиденную фигуру с голубями. Которые однажды сидели в холодном парке и были нужны друг другу. 

(использовались материалы сайтов www.bomz.orgwww.bomjara.jino-net.ru)

P.S. В терминологии футбольных фанатов «бомжи» - это футбольные клубы, не имевшие своего стадиона на момент, когда термин был придуман. Такие как, например, ФК «Зенит» (Питер) и ФК «Металлург» (Запорожье).

P.P.S. Уважаемые коллеги! Если в вашей организации или в области функционируют проекты по предоставлению помощи бездомным – пожалуйста, присылайте информацию о них в редакцию «Белой Альтанки» и мы будем рады их опубликовать!

Cтатті, інтерв'ю, публіцистика